Рассказы подвохов

Подводная охота в середине зимы.

Подводная охота в самой середине зимы-матушки начинается с поиска собственно воды. Открытой ото льда. Количество таких мест с каждым морозам уменьшается. Ну а после нынешних крещенских морозов найти свободный от ледяного плена участок было трудно даже бывалым охотникам. Однако просто воду мы нашли бы, не выезжая из города (в бассейне, например)). Нам нужна была рыба. А это усложняло задачу вдвое.

Компания из трех оптимистов, знакомых вам по прошлым публикациям (два Александра и Алексей), выбралась поохотиться в маленькое окошко между морозами. На термометре минус 9, это в городе. Через 100 км уже минус 12. Подъезжаем к первому «верному» местечку – на берегу несколько машин. Рыбаки. Значит замерзло. Так и есть. Ни одной полыньи. Ага, раз тут так схватило, значит там-то, и там-то, наверняка, тоже. Это сужает круг поиска. Едем дальше. Проверяем еще одно место. Та же история. Неужели возвращаться ни с чем? Уже безо всякой надежды едем в последнюю точку. Если и там облом, то домой. День-то короткий. Ребята остаются в машине, а мне, треклятому «Сусанину» на разведку, месить снег по колено. Сначала вприпрыжку, потом, устав, бодрым шагом, и наконец чуть ли не ползком, выбираюсь на высокий берег реки. «Вода! Вода!» кричу, как мореплаватели кричат про землю. Ура! Теперь «Сусанина» не побьют.



Быстро облачаемся в снаряжение. Потопали. Десантируемся по очереди. Бабичева ближе всего к машине. Ему ходить тяжело. Даю установку, хотя бы налимов насобирать на уху. Погодин мобилен, вместе идем дальше. Метров через 200 бултыхаемся и мы. Вода привычно обжигает. Видимость неплохая – метра 2. В первом же кусту вижу щуренка на полкило. Мал еще. Больше никого. Небольшое течение несет мимо пустынного ландшафта дна. Небольшие налимчики то лежат посреди русла, то притворяются корнем подводного растения. Не спеша проверяю все укромные места на дне реки и под берегом.

Ищу солидных налимов, щуку, крупного язя (обещал теще и маме). Но сам втайне мечтаю о встрече с зимним судаком. В похожих условиях три года назад подстрелил красавца на 5,5 кг. Даже летом больше таких не видал. Стараюсь подольше скользить в толще воды у дна, в надежде также попасть на стаю лещей.

Через час первыми замерзли пальцы рук. Вылезаю на береговой лед, на котором можно побегать, попрыгать и покрутить руками. Жду Сашку. Но, похоже, он совсем не торопится. Наверное, налимов фотографирует (взял подводную мыльницу).

Согревшись, одеваю ласты, маску, пояс, и в воду. Проплываю еще пару поворотов. Подводные квартиры пусты. Налимов мало и они пока малы. В одной из ям тщательно осматриваю земляные обвалы. Вдруг судак здесь прячется? Глубина 6,5 метров, темновато. Судаков нет, но вот норы налимчиков нашел. Только хвосты и торчат. Однако ни одного крупного. Нахожу самого большого, на вид за полкило будет. Пытаюсь схватить руками. Бесполезно занятие в толстых трехпалых рукавицах. Прижать – прижал, а вот удержать не удается. Он в нору. Стреляю в район головы. Есть. В смысле – есть из чего уху варить. А то жена больше не отпустит на охоту.

Через 45 минут снова подмерз. Точнее, мерзнут пальцы, еще точнее – два: большой и указательный. Неудивительно, ведь остальные три вместе и не так напряжены.
Да и на ногах чуть прихватило. Пора менять варежки и носки. За три года неопрен стал чуть тоньше и местами заклеен. Пропускает воду. А вот телу и голове – комфортно и тепло. Костюм толстый и подогнан хорошо.



Небольшая разминка на берегу согревает конечности. Чтобы не обледенела маска и ружье, опускаю их в воду. Маска соскочила и медленно поползла по крутому склону в глубину. Ныряю. На ощупь не нахожу. Открываю глаза. Резкая боль от студеной воды обжигает их в ту же секунду. Еле терплю. С трудом нахожу маску. Как здорово, оказывается, она меня защищала. Глаза не скоро отошли от такой встряски. Плыву дальше. Большой поворот реки. Яма. В кустах пусто, а прямо на русле лежат, прижавшись друг к другу, налимьи семьи. Выбираю самого толстого – грамм на 700. Остальные лениво расплываются и кучкуются снова. Впереди что-то темнеет. Ба, да это ГРОБ. Такого еще не встречал под водой. Наполовину увяз в иле, но целый. Пожалуй, открывать не буду.



Река по-прежнему пустая. Где рыба? Ладно, любимые судак и щука, рад буду даже лещам и язям, от которых летом ворочу нос. Окунешек и тех нет. Видать крепко их всех морозец припугнул. Попрятались по зимовальным ямам, которые сейчас подо льдом.

Ребята небось уже чай пьют в машине. Прошло три часа. Возвращаться ни с чем не хочется, но и пугает перспектива пилить обратно по целине. Решаюсь проплыть еще немного дальше. Можно в принципе целый день плавать. Уже вошел в ритм: замерз-вылез-согрелся. Цикл – около 40 минут. Вопрос только во времени и расстоянии обратного марш-броска. Неожиданно встречаю одинокого окунька. Потом еще двух. Так, уже теплее. Где-то должна быть мелочь. Так и есть, наплываю на стаю плотвы и уклейки. Дальше – больше. Подьязки, подлещики, щурята. Несколько бревен поперек реки собрали эту братию вместе. Значит хищник недалеко. Ниже по течению вижу щучку. До кило явно не тянет. Ищу крупнее. Видимость здесь хуже. Меньше чем полтора метра. Двигаюсь медленно, но все равно поздно замечаю сход чего- то крупного сбоку. Эх, как говорится, не использовал единственный голевой момент, растяпа. Расстроенный выбираю место для приземления.

Но неожиданно наплываю на большой подводный куст. Захожу против течения по дну. Впереди кто-то мутит воду. Стая. Язи. Замираю. Из облака поднятого ила выплывают особо любопытные. Но я не стреляю. Очень медленно, незаметно вплываю в куст. Ищу Судака, который может пасти эту стаю. Он обычно лежит в самом крепком месте, на дне, под корнями. Около десятка красавцев язей от кила до двух нервно ползают у самой маски. Но хищника не вижу. Что ж, придется брать язей. Пячусь обратно, за порцией воздуха – не люблю стрелять кого попало. Отдышавшись, снова подползаю к стае. Нахожу самого широкого и жду, когда он подплывет для выстрела наверняка. Чтобы не в середине стаи, а с краю. Да не в гуще веток, а то быстро не достать. Лежать не плыть, можно подольше. Любопытство у рыб еще то, главное не шевелиться, сами подойдут.



Мой тоже не выдерживает, подплывает и получает стрелу за жабрами. Скоренько подтягиваю и наверх. Хорош язь, спину еле удерживаю руками. Сильная рыба. На леске бы такая удилище в дугу согнула. Пересаживаю на кукан и снова на глубину.

Беру еще двоих. Каждый на вскидку за полтора килограмма. Хватит на сегодня. А то не допру. Да и не ем я их. Маме и теще вот обещал. Проверяю еще раз счастливый куст. Нет ни судака, ни щуки. Язи суетятся, но не убегают. Чувствуют, что я к ним потерял интерес. Пора на берег. Четыре часа в воде. Пальцы рук и ног уже основательно замерзли. Не отморозить бы.

Не без труда выползаю на крутой снежный карниз берега. Потопали. Снега на высоком берегу не так много, выдувает. Но до колена иногда достает. Самое трудное в зимней охоте – такие переходы. До машины километра 2. Это если срезать по полю. Слава богу, ветер не сильный. Настоящий марш-бросок в полной выкладке. Пояс 13 кг, ружье, ласты, маска, трубка. Рыбы почти семь кило. Ее, кстати, перевешиваю через плечо. Так легче.

Костюм снаружи твердеет от морозца и ветра. А внутри семь потов ручьями. Сердце колотиться, дыхание сбивается. Приходится часто останавливаться, чтобы отдышаться.
Удобнее всего на четвереньках, локти на ласты, голову между рук. Вставать не хочется.



Лечь и уснуть. Но надо идти. Решил считать шаги. 50 шагов – остановка. В сугробах не больше 10. Кажется, что никогда не дойдешь. Но через час уже подползал к трассе. Все мучения позади. Сашки встречают меня с фотиком. Короткая фотосессия. Раздеваюсь, предварительно облившись горячей водой. И, вот оно счастье, долгожданный чай с бутербродами в теплой машине. Ребята сегодня без трофеев. Тоже насобирали налимчиков. Погодин все-таки видал стаю лещей, но промахнулся. Не повезло. Но все довольны. Нашли воду. Поныряли. Померзли. Погонялись за рыбой. Потоптали снег. Отогрелись. Что еще надо охотнику зимой. Скорее домой, на теплый диван, к ласковой жене под бок.

Алексей Сизов (Vdrug)


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.